Объясняем на пальцах: какие бывают зарядные станции и разъемы для электромобилей
- 03 сентября 2025 10:30
- Просмотров: 24
Какие типы зарядок для электромобилей существуют – вопрос, который все чаще беспокоит водителей. Многие уже пересели за руль электрокара, а другие планируют это сделать в ближайшем будущем. Ведь транспорт на электротяге не только безопасен для природы, он помогает экономить на ежедневных поездках. Стоимость электричества намного дешевле жидкого топлива.
Чем отличаются зарядные устройства для электрокаров
Сегодня на рынке представлено множество станций для подзарядки. Их различия связаны с мощностью, режимом работы, разъемами и местом установки. Одни устройства подходят для дома, другие устанавливают на заправочных станциях вдоль трасс. При подборе учитывают:
- Тип коннектора. Существуют разные разъемы: для Европы Mennekes, для Японии CHAdeMO, для Америки SAE Combo (CCS), для Азии GB/T. Дома используют вилки для обычной розетки.
- Мощность и скорость. Медленные, на переменном токе, устанавливают в квартире. Быстрые, на постоянном токе, позволяют зарядить батарею за полчаса.
- Режим работы. Переменный ток (AC) преобразуется внутри транспортного средства. DC с постоянным значением подается напрямую в батарею, что значительно ускоряет процесс.
Электрокар можно заряжать от обычной бытовой сети 220 В или трехфазной 380 В. Такой способ удобен для дома, но требует больше времени. Быстрее пополнить заряд возможно на специализированных станциях, где используются разные стандарты разъемов и более высокая мощность.
Особенности быстрого пополнения энергии
Быстрые зарядки сокращают время ожидания до минимума. Это устройства большой мощности, которые использует постоянный ток. В среднем за 20–30 минут можно восстановить до 80% запаса энергии. Популярны следующие виды зарядных станций для электромобилей:
- Rapid DC. Универсальный вид мощностью от 50 кВт.
- Сверхбыстрые DC. Зарядные устройства 100–350 кВт.
- Экспресс AC. Устройства с переменным током до 43 кВт.
Отдельного внимания заслуживают Supercharger от Тесла. Такой тип работает только с автомобилями бренда. Мощность достигает 250 кВт. Это позволяет зарядить батарею примерно на 270–300 км пробега за 15 минут. Сеть автоконцерна постоянно расширяется и уже насчитывает тысячи точек.
Станции со средней скоростью
Зарядные станции средней мощности рассчитаны на 7 или 22 кВт. Они бывают однофазные и трехфазные. Такие устройства часто устанавливаются а гараже и на частной территории. В среднем для подзарядки АКБ емкостью 60 кВт·ч при подключении к модели на 7 кВт требуется от 8 до 9 часов. Оборудование на 22 кВт пополняет энергию за 5 часов.
Отдельно стоит упомянуть оборудование, созданное Тесла. Оно выдает от 11 до 22 кВт, совместимо с разъемами Mennekes и адаптировано под электромобили автоконцерна. Хотя для некоторых электрокаров можно использовать переходники.
Плюсы и минусы медленного заряда
Медленная подзарядка сохраняет емкость аккумулятора. Это портативные модели до 3,7 кВт. Чаще всего они используют переменный ток. Процесс зарядки занимает от 18 до 20 часов. Многое зависит от емкости батареи и возможностей самого устройства. Такой вариант удобен для бытовой розетки 220 В. Многие владельцы именно так и заряжают электрокары.
Медленные зарядки удобны для повседневной эксплуатации — если использовать ночной тариф можно хорошо сэкономить. Домашние модели поддерживают стандарт Type 2 / GB/T . Они распространен в Беларуси.
Типы разъемов
Коннектор — это разъем, с помощью которого зарядное устройство подключается к электромобилю. Он обеспечивает передачу электрического тока от станции к батарее. Для подзарядки электрокаров применяются разные по конструкции и параметрам виды. Каждый стандарт рассчитан на конкретные характеристики автомобиля и сети.
Сегодня в мире используют следующие типы разъемов для зарядки электромобилей:
- J1772. Североамериканская классификация. Совместима с однофазными розетками 230 В. Использует ток до 32А. Подходит для японских электрокаров.
- GB/T. Китайская стандартизация. Доступно два типа коннекторов. Все зависит от скорости заряда: медленный или быстрый.
- Mennekes. Стандарт, используемый в европейских странах. Подключается в однофазную и трехфазную сеть. Работает с напряжением 400 В и током до 60 А.
- CHAdeMO. Тип для японского электротранспорта. Используется с быстрыми станциями. Максимально допустимое значение тока до 125 А.
- CCS Combo. Универсальный вид коннектора. В европейских странах используют Combo 2. Для японских и американских авто — Combo 1.
Конкретные виды разъемов для зарядки электромобилей подходят для определенных авто. Они отвечают за совместимость оборудования и электротранспорта. Именно от стандарта коннектора зависит, можно ли подключить китайский Zeekr 001 или американскую Тесла. Это нужно учитывать при выборе.
Особенности крепления
Зарядные станции для электромобилей отличаются способ крепления. Он влияет на удобство использования. Одни модели рассчитаны для дома. Другие подходят для улицы. Выбор зависит от поставленных задач. В соответствии со способом монтажа устройства бывают:
- Напольными. Стационарный вид. Устанавливают на открытых площадках. Чаще применяют в коммерческих целях.
- Настенными. Компактные устройства, которые крепятся на стену. Их удобно использовать дома, на парковках перед офисами.
- Переносными. Легкие и мобильные модели. Их можно брать с собой и заряжать автомобиль от бытовой розетки.
Нужно учитывать, что постоянно появляются новые виды станций и разъемов. Рынок электротранспорта развивается невероятными темпами. Поэтому нужно постоянно следить какие типы зарядок для электромобилей актуальны на конкретный момент.